«Радиотеатр вчера, сегодня, завтра».

Открытая лекция Екатерины Болотовой к 60-летию кафедры телевидения и радиовещания Факультета журналистики МГУ на вднх.











«РАДИОТЕАТР ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА».
ОТКРЫТАЯ ЛЕКЦИЯ ЕКАТЕРИНЫ БОЛОТОВОЙ
К 60-ЛЕТИЮ КАФЕДРЫ ТЕЛЕВИДЕНИЯ И РАДИОВЕЩАНИЯ ФАКУЛЬТЕТА ЖУРНАЛИСТИКИ МГУ НА ВДНХ.


17 января в лектории павильона «Рабочий и колхозница» на ВДНХ прошла первая лекция из цикла «Открытые лекции журфака МГУ на ВДНХ — 2018».
#журфак_на_ВДНХ

Кандидат искусствоведения, доцент кафедры телевидения и радиовещания факультета Екатерина Болотова рассказала о развитии радиотеатра с появления и до нашего времени, о создании культовых радиоспектаклей, а также о выдающихся режиссёрах, актёрах и техниках,
чьими руками они создавались.
Полная версия лекции «Радиотеатр вчера, сегодня, завтра»
Довоенный период в истории радиотеатра
Основные тенденции периода:

1. В первых радиоспектаклях герои действовали в абсолютной тишине, в вакууме. Вещание шло в прямом эфире, и в распоряжении радио ещё не было заранее записанных звуков. Позже появился первый станок из тридцати наиболее распространенных звуков, которые стали использовать в радиоспектаклях.
2. Актёрам было сложно играть в пустой студии. Поэтому на спектакли стали приглашать зрителей и продавать билеты. И это помогло. Радиотеатр стал жить по принципам репертуарного.
3. Качество трансляции программ было крайне низким, а сигнал слабым. Любые электрические помехи мешали слушать радио.
1925 год. Радиоспектакль «Вечер у Марии Волконской».
25 декабря 1925-го года считается датой рождения отечественного радиотеатра. В этот день в эфир вышел первый советский радиоспектакль по оригинальному сценарию. Документальной основой сюжета стали дневники княгини Волконской. Радиопьеса была написана к столетию восстания декабристов, а её режиссёром выступил Николай Волконский.
1928−1932 годы. Первая пятилетка. Документальные радиоспектакли:
1. Арсений Тарковский «Торф».
Радиодрама была создана на основе произведения Арсения Тарковского «Повесть о сфагнуме». Режиссёром-постановщиком выступил известный актёр театра и кино Осип Абдулов. Постановка должна была разъяснить слушателям, что торф необходим стране как ценное топливо, позволяющее сберечь леса.
В пьесе прозвучал текст указа Петра Первого, давший начало торфяному промыслу в России. А после этого исторического вступления актёры зачитывали цифры — статистику отечественных торфяных разработок.
Авторы радиодрамы уделили большое внимание её звуковому воплощению. В одном из эпизодов пьесы два человека рассказывают о торфе, но один говорит о нём в возвышенных тонах, а другой — более приземлённо и просто. В финале отрывка оба голоса звучат одинаково громко и мощно.
2. Александр Афиногенов «Днипрельстан».
Сценарий постановки написал драматург Александр Афиногенов, премьера состоялась в 1930-м году. В радиодраме рассказывается история обычного украинского парня по имени Дмитро на фоне грандиозного строительства ДнепроГЭСа. Автор лично побывал на «великой стройке» и перенес в пьесу собственные впечатления от увиденного. В произведении пропагандистский пафос сочетается с психологизмом.
Чтобы подчеркнуть документальный характер произведения, Афиногенов придумал интересный ход. Он вводит в свой текст «цитаты» из вымышленной эмигрантской газеты «Руль». Всякий раз, когда на стройке возникают трудности, в пьесе начинают звучать «выпады органа российской эмиграции», которые сопровождаются буржуазным фокстротом.
Чтобы создать у слушателей ощущение массовости и масштабности действия, в студию одновременно приглашались десятки человек.
3. Виктор Гусев «Урало-Кузбасс».
Автор пьесы, Виктор Гусев, создал произведение о строительстве Урало-Кузнецкого комплекса. Главный герой — немецкий рабочий Петер Шмидт — приезжает в Советский Союз, чтобы помогать налаживать закупленное в Германии оборудование.
Проезжая по нашей стране, Шмидт впечатляется грандиозным строительством, масштабами советской индустриализации. В радиоспектакле присутствует довольно характерный для тех лет элемент: вставки из газетных материалов, цифры и статистические данные.
С точки зрения воздействия на слушателя самой важной сценой является финал пьесы. Рабочие пришли в заводской радиоузел, чтобы по радио предъявить счет тем, кто срывает поставки. На этом собрании присутствует и Петер Шмидт, который подходит к микрофону и произносит речь о том, что он успел увидеть в советской стране. Такое окончание постановки было призвано вдохновить народ на ударный труд и новые достижения.
Во время Великой Отечественной войны радиотеатр практически не развивался.
Послевоенный период в истории радиотеатра
Основные тенденции периода:

1. С появлением записи на магнитную ленту начался бурный расцвет радиотеатра. Она оказалась наиболее удобной и для монтажа.
2. С приходом магнитной ленты также стало проще записывать окружающие звуки. У каждого уважающего себя работника радио была собственная фонотека.

1945 год. Журнал «Клуб знаменитых капитанов».
Географический журнал «Клуб знаменитых капитанов» задумывался вначале как научно-просветительский. Первый выпуск цикла вышел в 1945-м году. Детей учили не только науке, но мужеству, истинному чувству товарищества.
Первые выпуски радиопередачи были адресованы к старшеклассникам и
выпускникам школ. Но с 1970-х главными слушателями были ученики младших классов, а через 10 лет аудитория поменялась на шестиклассников. Неизменным оставался непременный участник программы — пятнадцатилетний капитан в исполнении актрисы Валентины Сперантовой.
Слушайте первый выпуск «Клуба знаменитых капитанов»
1949 год. Радиоспектакль «Золотой ключик».
Этот спектакль фактически вывел радиотеатр на новый уровень мастерства. Звук часто портился, если плёнка зажёвывалась, но режиссёр Роза Иоффе придумала, как применить эту особенность творчески. В 1949-м году она записала радиоспектакль «Золотой ключик». С помощью новаторской идеи Иоффе, Николай Литвинов — один — исполнил в спектакле все роли.
Слушайте полную версию радиоспектакля «Золотой ключик»
1960-1970-1980-е годы в истории радиотеатра
Основные тенденции периода:

1. Происходит дальнейшее развитие радиотеатра.
2. На радио приходят самые интересные и талантливые деятели искусства, создаются новые значимые постановки.
3. Благодаря развитию техники удаётся создать радиоспектакль «Каменный гость» Анатолия Эфроса с участием Владимира Высоцкого после его смерти. Голос Высоцкого случайно удалось записать на единственной репетиции. А потом, благодаря технике, добавить остальных действующих лиц.
1965 год. Радиоспектакль «Полный поворот кругом».
Постановка по одноименной новелле Уильяма Фолкнера о событиях Первой Мировой войны. Это единственный радиоспектакль Андрея Тарковского. Режиссёр хотел максимально точно передать звуками страшную картину войны, он записывал звуки сам и добивался полноты звучания с помощью многослойности. Спектакль был записан в 1965-м году, но в эфир вышел только в 1990-е. Главные роли озвучивали Александр Лазарев-старший, юный Никита Михалков.
Слушайте фрагмент радиоспектакля «Полный поворот кругом»
1976 год. Радиоспектакль «Мартин Иден».
Режиссёром - постановщиком спектакля выступил Анатолий Эфрос, а роль Мартина Идена сыграл Владимир Высоцкий. Спектакль был записан за 12 дней, что рекордно мало для такой работы. Автор композиции Вениамин Балясный говорил об особенностях радиопостановки следующее: «Сценарно это задумывалось как рассказ о человеке, который пытался выбиться из своей среды, в которой он был чужим. Вот он поднялся над средой, и выяснилось, что там у него нет возможности оставаться живым, а обратно вернуться он уже не может. Как цветок. По эту сторону земли он погибает, а вернуться в землю он не может. Высоцкий это очень остро почувствовал, потому что, собственно говоря, это его биография».
Слушайте фрагмент радиоспектакля «Мартин Иден»
1981 год. Радиоспектакль «Портрет Дориана Грея».
Радиоспектакль «Портрет Дориана Грея» инсценировал Виктор Славкин, поставил режиссёр Анатолий Васильев, в спектакле участвовали Мария Бабанова, Иннокентий Смоктуновский и другие актёры. Уникальность постановки заключалась в авторской манере подачи звука. Васильев ориентировал читателей не столько на воспроизведение «картинки действия», сколько на непрерывность ощущений от услышанного. Режиссёр стимулировал не просто сопереживать словам и поступкам героев, но и заставлял слушателя разделять их чувства, как свои собственные.
Одной из важных особенностей спектакля был и голос автора. Он принадлежал Марии Бабановой. Спектакль начинается с реплики Бабановой, обращенной к Дориану Грею, а потом звучат название спектакля, эпиграф и даже перечисление действующих лиц. Этот драматургический прием помог Васильеву найти ту единую интонацию, художественную мелодию, которая повлекла бы чувства слушателя за собой.
Слушайте фрагмент радиоспектакля «Портрет Дориана Грея»
1990-е годы в истории радиотеатра
Основные тенденции периода:

1. Это время стало непростым для радиотеатра. Из-за уменьшения средств сокращались объемы вещания. Конкурировать с новыми стремительно появляющимися коммерческими станциями стало трудно.
2. В радиотеатр приходит уже известное на западе течение арсакустика — живопись звуками.
1993 год. «Песенка».
Новый жанр — арс-акустика — предполагал создание картин при помощи звука. Другими словами, это «звуковая живопись».
В России самый известный представитель этого направления — Дмитрий Николаев, автор 11-минутной аудиодрамы «Песенка».
Действие целиком построено на шумах, речевых возгласах и музыкальных вариациях на известную песню «Happy Birthday to You». В 1994 году новаторская пьеса Николаева получила главный приз международного фестиваля «Арс-Акустик».
«Песенка» начинается с того, что к человеку на день рождения приходит гость. Идёт обычное застолье, подаренная шкатулка проигрывает мотив известной песни «Нарру Birthday to уоu». Потом вступают голоса хозяина и гостя, но один тянет мелодию «вверх», а другой «вниз», и каждый стремится доказать, что прав именно он. В итоге начинается драка, и слышно, что в ход идут тяжелые предметы. Конфликт переносится на улицу и становится масштабным: в нем уже участвуют десятки человек. В финале главная музыкальная тема иронически обыгрывается в духе похоронного марша.

Слушайте полную версию «Песенки»
2000-е годы в истории радиотеатра
Основные тенденции периода:

1. Радиотеатр продолжил развиваться, несмотря на то, что объем художественных и просветительских передач уменьшился.
2. В условиях коммерциализации рынка стало ещё больше понятно, что радиотеатр – вещь затратная и абсолютно нерентабельная. И способов его монетизации придумать не удалось.
3. Возможность создавать полноценные радиоспектакли могут позволить себе только государственные станции.
4. У радиоспектаклей в настоящее время на рынке есть серьёзный конкурент – аудиокниги. Записывать их гораздо быстрее и менее затратно.
5. Также в настоящее время сильно изменились и ужесточились авторские права. Это ещё одно препятствие для создателей радиоспектаклей.
2013 год. Радиоспектакль «Мастер и Маргарита».
В октябре 2013-го года Дмитрий Николаев представил свою версию радиоспектакля по первой главе романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Текст читали актёры Игорь Костолевский, Максим Суханов, Александр Феклистов, Игорь Ясулович. Презентация аудиопостановки состоялась на Патриарших прудах в рамках акции «Ночь искусств».
Итог лекции

«На этом я хочу закончить. Я надеюсь, что радиотеатр будет продолжать существовать и сохранит свою пусть небольшую, но верную аудиторию. Спасибо за внимание!».

Екатерина Александровна Болотова
Екатерина Болотова эксклюзивно для РАДИО «Моховая, 9»
Е.А. Болотова о выборе темы для своей лекции
«Я решила прочесть лекцию на эту тему, потому что я её знаю, занимаюсь ей всю свою сознательную жизнь — с момента поступления на факультет журналистики. Сегодня она не пользуется популярностью, и мне очень приятно, что собралось так много людей».
Екатерина Болотова
Е.А. Болотова о трудностях и особенностях создания радиоспектакля
«Процесс создания радиоспектакля начинается со сценария. Потом — подбор актёров, режиссёрская экспликация, работа с композитором, репетиции. Потом запись, работа со звуком и, наконец, монтаж всего произведения. Но трудности могут возникать уже при выборе литературной основы, ведь не всякое произведение может быть инсценировано для радиотеатра по разным причинам».
Екатерина Болотова
Е.А. Болотова о своей любимой радиопостановке
«Иногда я прогуливала школу, чтобы послушать радиоспектакли, которые транслировались в районе одиннадцати утра. Я очень любила детские спектакли: «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви» по Фраерману, «Убить пересмешника», «Приключения Тома Сойера», «Маленький принц»… Очень много было постановок, так что любимую я, пожалуй, не назову. Если говорить о спектаклях для взрослых — «Театральный роман»».
Екатерина Болотова
Мнение зрителей лекции
Почему вы пришли на открытую лекцию?
Слушайте РАДИО «Моховая, 9»
и узнаете обо всем первыми.